на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАГРИБА МУЗЫКА. Музыкальная культура этого региона включает музыку Алжира, Марокко, Туниса, а также Ливии, Мавритании и Зап. Сахары. В М. м. выделяются две осн. ветви: берберская (наиб. древняя) и арабская. Иск-во коренного населения - бербероязычных народов - синкретично: неразрывная связь музыки, поэзии, танца. Широко известны такие жанры, как аферди (распев загадок), ташерафт (пастушьи песни без инстр. сопр.), атемши, или изли (небольшие песни-поэмы), - в Марокко; ахелиль и тагеррабт (праздничные песни-танцы) - в Алжире. Музыка берберов основывается преим. на 7-ступенных диатонич. звукорядах, встречается также пентатоника (на юге Марокко и Туниса). Характерно респонсорное (см. Респонсорий) пение в сопр. инстр. ансамбля. Типичные составы ансамблей: зурны и табл (барабаны); касабы (тростниковые флейты) и бендиры (бубны); нередко шлёхи, живущие в Марокко и Тунисе, используют в качестве аккомпанирующего инструмента гуинбри (2-3-струн. лютню), туареги Алжира - анзад (1-струн. смычковый, преим. женский), ганга (плоские барабанчики). С приходом арабов и распространением ислама (7 в.) в М. м. утвердились жанры и стили араб. муз. искусства, в т. ч. связанные с мусульм. религ. культом, - речитация Корана, адан (призыв к молитве), а позднее (12-13 вв.) в связи с деятельностью суфистских братств - ритуальные мистич. церемонии зик.р, дердеба. Араб. влияние проявилось в бытовании таких инструментов, как ребаб, уд, канун (72-струн. цитра), най, разл. мембранофонов - дарабукка, рикк, табл и др. Развитие светских жанров связано с формированием т. н. андалусской школы (9-15 вв.; её основоположник - Зирьяб). Музыка андалусской традиции - своеобразный сплав классич. вост.-араб. и андалусских элементов, её осн. жанр - чуба. Среди др. светских жанров араб. классич. музыки - касыда, мувашшах, заджаль, мауэль (вокальные), таксим (инструментальный). В эпоху арабо-мусульм. средневековья сложились основы муз. теории М. м., связанные с теорией араб. музыки в целом. Сформировалась система макамов (макамат; преим. под назв. та'б, в Мавритании - бхар), включающая наряду с общими для всего Араб. Востока специфич. магрибские лады: майя, раст ад-диль, рамль аль-майя, гарибат аль-Х усейн, истихляль и др. Метроритмич. основой М. м. служит принцип ритмоформул (араб. - вазн): бассит, кайм ва нус (Марокко); инсираф, хлас (Алжир); баруэль, хафиф, мсаддар (Тунис) и др. Наряду с классич. араб. музыкой получили развитие такие виды араб. традиц. музыки, как тбель - песня в сопр. табла, или тбеля (в сахарской части Алжира); иггиу - песни мавров-гриотов под аккомпанемент лютни тидинитаи арфы ардина (в Мавритании), крестьянские календарные песни и др. С развитием городов (начиная с 16 в.) и их культуры возникли гор. песенные стили (на основе классич. традиции), в т. ч. гриха (в Марокко) - демократич. песни андалусского происх., связанные с разговорным диалектом мильхун (смешанный испан.-араб.-берберский). Для них характерна куплетная форма с припевом. Аналогичный стиль, ставший популярным в нач. 20 в., аль-джад (в Алжире). Песни-романсы аль-джад исполняются в сопр. инстр. ансамбля (уд, скрипка в т. н. араб. строе, тар, дарабукка, иногда аккордеон, фп., байджо). Среди мастеров аль-джада - комп. и певец Хадж Мухаммед аль-Анка. В нач. 20 в. появились также муз. драмы в стиле аль-джад: "Фако", "Дар Биби" М. Бахтарзи и др. С сер. 16 в. в связи с установлением османского владычества М. м. испытала определ. тур. влияние. В муз. культуре Магриба вплоть до 2-й пол. 19 в. наблюдался застой. Предпринимаемые в 18 в. попытки возрождения муз. искусства связаны с обращением к андалусской традиции. Был составлен сборник мувашшахов и заджалей "Хайк" (назван по имени составителя Мухаммеда Ибн аль-Хасана аль-Хайка). Среди музыкантов 19 в.: Ахмад Малик, Сиди Брахим Рийахи (также поэт и учёный; Марокко), певец-поэт Гума аль-Махмуд (Ливия). Во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. в связи с колонизацией стран Магриба большое влияние на их музыку оказало европ. искусство (французское - в Марокко, Тунисе, Алжире, итальянское - в Ливии). В частности была введена европ. система муз. образования. С кон. 19 в. М. м. привлекла внимание мн. европ. музыкантов (собиранием и изучением алжир. музыки занимались франц. комп. и фольклорист Ф. Сальвадор-Даниель, рус. комп. и пианист А. Ф. Христианович, венг. комп. и фольклорист Б. Барток). Возрождению интереса к нац. искусству способствовала деятельность муз. обществ "Маусилия" (Алжир, осн. в 1930-е гг.), "Рашидия" (Тунис, 1935). После завоевания странами Магриба независимости (Марокко и Ливия - 1951, Тунис - 1956, Мавритания - 1960, Алжир - 1962) усилились тенденции к сохранению и развитию нац. музыки, активизировалась муз. жизнь региона. Среди муз. деятелей: композиторы Хаким Бенатиа (Алжир), М. Бенис, А. Ауатиф, М. Шекруни (Марокко), комп. и музыковед С. Махди (Тунис); певец 3. Мухаммед, певица М. Вафа (Алжир), исполнительница традиц. песен Салиха (Тунис); инструменталисты Бен Хамза (Алжир), X. бен Брахим, О. Тантауи, исполнитель на кануне и музыковед С. Шарки (Марокко). Созданы мн. исполнит. коллективы: Нац. ансамбль нар. танца Алжира; Нац. фольклорный ансамбль Ливии; 3 ансамбля андалусской музыки (в Рабате, Фесе, Тетуане), симф. орк. Рабатской конс., муз.-танц. ансамбли "Нас ар-Риван", "Жиль Жилала" (Касабланка) и др. в Марокко; оркестр общества "Рашидия" (ныне орк. Радио), Тунисский фольклорный ансамбль, Бизертский ансамбль классич. музыки в Тунисе. Муз. кадры готовят высшие и средние муз. уч. заведения: консерватория музыки и декламации (1920) и Нац. институт музыки в Алжире; консерватории в городах Рабат, Касабланка, Мекнес, Фес, Танжер, Тетуан и др. в Марокко; Нац. конс. музыки, танца и нар. искусства (г. Тунис, осн. в нач. 1960-х гг.) в Тунисе. Проводятся междунар. фестивали: нар. искусства в Тимгаде (с 1969), в г. Алжир (1982), нар. песни и танца в г. Тизи-Узу в Алжире; нар. искусства в Марракеше (1960) в Марокко; фольклорные фестивали в Карфагене (1962) в Тунисе и др. В г. Алжир проходили фестивали политич. песни (1978, 1982). Состоялись конгрессы араб. музыки в Рабате (1964, 1972), Фесе (1969). Башир Хадж Али, Музыка, в кн.: Культура совр. Алжира, М., 1961; его же, Возродить нац. традиции, "СМ", 1965, №1;Шоттен А., Обзор марокканской музыки, пер. с франц., М., 1967; Мирзоева Э" Гаджие" Р., Традиции нар. искусства, "СМ", 1977, № 5; Быкова Л., Самобытная культура, "СМ", 1985, № 1; Lоrtat-Jасоb В., Musique et fetes au Haul-Atlas, P., 1980; Guettat M., La musique classique du Maghreb, P., 1980. См. также лит. при ст. Арабская музыка. О. В. Русанова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь