на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАЖОР (франц. majeur; итал. maggiore, от лат. major - больший; также dur, от лат. durus - твёрдый) - лад, устойчивые звуки которого составляют большое (мажорное, с б. терцией в основе) трезвучие, придающее ему светлую окраску (в противоположность минору). Осн. виды М.: натуральный, гармонический (с нб ступенью), мелодический (с нб и н7 ступенями). Мажорность как наклонение свойственна большой группе ладов - ионийскому, лидийскому, доминантовому и др.; натуральные лады, родственные по звуковому составу М., издавна существовали в фольклоре разных народов. В отличие от ладов с ув. секундой (см. Гемиолика, "Венгерская гамма"), в гармонич. М. обычно избегается мелодия, ход на этот интервал (нб-7). Мелодич. М. встречается реже, как правило в связи с нисходящим движением мелодии (по аналогии с натуральным минором; напр., в арии Ратмира из 3-го д. оперы "Руслан и Людмила", такты 26-28). Объединение в одной системе звукорядов 3 видов М. образует полную форму М.:
См. лит. при ст. Гармония, Тональность.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь