на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕТР (от греч. цётроу - мера, размер) - в музыке и поэзии ритмич. форма, служащая мерой, в соответствии с которой муз. и поэтич. тексты делятся, кроме смыслового членения, на метрич. единицы - стопы, стихи, строфы, такты, определяемые совокупностью обязат. правил, заданных с художеств. целью и б. ч. осознаваемых в виде нормативной теории. Соблюдение этих правил отличает размеренную речь (стихи) и музыку от свободного ритма прозаич. речи, в музыке обозначаемого иногда senza misura. Заданность или предустановленность М. обычно выявляется посредством повторений метрич. формулы, однако традиц. формулы узнаются и без повторений, а в условиях письм. творчества М. может быть предписан авторскими графич. указаниями (деление на строчки, тактовая черта, обозначение тактового размера). М., регулируя те или иные элементы ритмич. формы (чем определяются различия между системами М.), оставляет свободными её др. элементы. Хотя неписаные правила муз.-стиховой размеренности возникают уже на фольклорной стадии, нар.-песенные размеры (в т. ч. русские) ещё не противопоставляются синтаксису, а проявляются в синтаксич. строении, обеспечивающем интонац. параллелизм - закономерное чередование мелодич. повышений и понижений. Как система правил, не обусловленных синтаксисом, М. формируется по мере профессионализации искусства. В проф. искусстве (и в испытавшем его влияние фольклоре) выделяются квантитативный и акцентный М. Первый тип характерен для стадии синкретич. (преим. устного) искусства, объединяющего музыку с поэзией и танцем. К нему относятся искусство античное, ряда культур Востока, европ. ср.-век. поэтов-певцов - трубадуров, труверов, миннезингеров и др. М. выступает здесь в своём осн. значении - измерения времени, соразмерности длительностей, заполненных как музыкальными, так и речевыми звуками и танц. движениями, и в предустановленных последовательностях длительностей, образующих определ. стопы (в ритмич. теории 12-13 вв. - модусах, 2). Эти метрич. формулы могут остинатно повторяться, но б. ч. они составляют ряды, ограниченные паузами, - стихи (в модальной ритмике такой ряд наз. ордо). Стих может состоять как из одинаковых стоп (чистый М.), так и из разных (смешанный М.); более сложные метрич. построения - строфы - чаще образуются из неодинаковых, чем из одинаковых, рядов. В антич. музыке известны композиции из неравных строф, где метрич. единицы ни на одном уровне не повторяются. Это не приближает композицию к свободному ритму без М., т. к. все членения определяются не смысловыми или синтаксич. границами, а пропорциями временных величин, своего рода архитектурой во времени. Восприятию пропорций способствует строение единиц высшего порядка из огранич. числа единиц низшего порядка, в конечном счёте из соизмеримых элементарных длительностей, равных небольшому целому числу наименьших единиц измерения времени (в греч. и араб. ритмике до 5). Наименьшая единица (хронос протос, или мора) соответствует длительности краткого слога, и поэтому словесные тексты на языках, в к-р'ых чётко различаются краткие и долгие слога, могут также служить для измерения муз. и танц. ритма, быть М. (мерой) для 2 др. компонентов синкретич. искусства. В вок. музыке антич. типа словесный текст позволял обходиться без нотных обозначений длительности. Антич. 3-членное деление теории музыки на гармонику, ритмику и метрику (было унаследовано ср.-век. муз. теорией) соответствует собственно муз., танц. и словесному компонентам, но в последнем компоненте для метрики (теории стихосложения) имеет значение только чисто количеств. сторона - долгота и кратность слогов. Квантитативное (метрич. в узком смысле) стихосложение устанавливает определ. порядок различных по долготе слогов, позволяющий укладывать слова в муз. построения, состоящие из определ. и соизмеримых длительностей; собств. ритм речи, её акцентуация и пунктуация могут при этом не приниматься во внимание. Стихи и музыка, отделившись друг от друга, выработали специфич. системы М., которые при всех глубоких различиях сходны в том, что они регулируют не длительности, а акценты. Мера стиха определяется не измерением времени, а счётом речевых единиц (слогов, объединяемых ударением слоговых групп), реальная длительность которых не имеет значения. На рубеже 16-17 вв. формируется муз. акцентный М. - такт, отличавшийся от всех стиховых М. (как от муз.-стиховых, так и от чисто речевых акцентных) тем, что он регулировал только акцентуацию, не устанавливая метрич. фразировку - деление на стихи и строфы. Счёт слогов или ударений в стихе определяет величину строки, границы которой прерывают счёт. В тактовом М. счёт ударений непрерывен и вместе с тем более сложен, чем в стихе, представляя собой многоуровневую градацию. В стиховом М. различаются только 2 уровня - ударные и неударные слоги; в такте различаются ударения сильные, относительно сильные, слабые, и эта градация может быть продолжена в обе стороны. Как метрич. единица такт образуется закономерным чередованием разных по силе ударений, на самое сильное из которых приходится начало такта (перед ним ставится тактовая черта). Как в стихах, так и в музыке акцентные М. гораздо беднее, проще и однообразнее квантитативных; метрич. единицы обычно не складываются, а делятся на доли, условно принимаемые за равные, хотя в реальном звучании это равенство чаще нарушается, чем соблюдается. М. не господствует над ритмом, как в квантитативных системах метрич. стихосложения и мензуральной (модальной) музыки, а отступает на второй план, становясь как бы фоном или аккомпанементом, с которым соотносится разнообразный ритмич. рисунок. Функция этого фона динамизирующая, что ярко проявляется в непрерывности тактового М. и в возможности "конфликтов" между ритмом и М. - ритмич. "диссонансов", требующих разрешения. В стихах такие диссонансы создаются расхождениями между синтаксич. и метрич. паузами, в музыке, где нет метрич. пауз, - расхождениями между реальными и метрич. акцентами. Стиховые М. в известных пределах также допускают отклонения словесных ударений от метрических, но в музыке, где М. может воплощаться в настоящем аккомпанементе, эти отклонения принимают характер диссонансов, в т. ч. и тогда, когда в звучании М. вообще не реализован. "Воображаемый" М. может восприниматься по инерции, но может быть указан автором и в начале произведения: Шуман. Увертюра "Манфред". Тактовая черта указывает не акцент, а его нормальное место и тем самым его нормальный или смещённый характер. Синкопич. начала возможны и в "свободных тактах" без определ. размера, аналогичных свободным стихам, разделённым на строчки без к.-л. предустановленных правил. В. Рахманинов. Романс "Ночью в саду у меня". В условиях письм. творчества графич. деление на строчки или такты может и без предустановленной ритмич. формы выражать "установку на М." и создавать характерную для акцентных М. возможность ритмич. диссонансов - переносов и синкоп. Принципиальные различия между стиховыми и муз. акцентными М. исключают прямую связь их в вок. музыке.
Мазель Л. А., Цуккерман В. А., Анализ муз. произведений, М., 1967; Холопова В., Вопросы ритма в творчестве композиторов 1-й пол. XX в., М., 1971; её же, Рус. муз. ритмика, М., 1983; Xарлап М. Г., Ритмика Бетховена, в сб.: Бетховен, в. 1, М., 1971; его же, Тактовая система муз. ритмики, в сб.: Проблемы муз. ритма, М., 1978; его же, О понятиях "ритм" и "метр", в сб.: Рус. стихосложение. Традиции и проблемы развития, М., 1985; его же, Ритм и метр в музыке устной традиции, М., 1986; Xолопов Ю. Н., Метрич. структура периода и песенных форм, в сб.: Проблемы муз. ритма, М., 1978; Sachs С., Rhythm and tempo. A study in music history, N. Y., 1953; Dah1haus C., Zur Entstehung des modernen Taktsystems im 17. Jahrhundert, "AfMw", 1961, Jg. 18. Г. Харлап.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь