на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НЕАККОРДОВЫЕ ЗВУКИ - звуки, не входящие в состав аккорда, но линейно связанные с ним ходом на секунду. Классы к виды Н. з.: 1.1. Задержание (з), 2. Апподжиатура (ап; неприготовленное задержание), 3. Скачковый, или свободный (ск; очень редкий вид Н. з.), - на тяжёлой доле; 11.4. Проходящий (п); III.5. Вспомогательный (в), 6. Камбиата, или брошенный вспомогательный (к), 7. Скачковый, или свободный, тон - на лёгкой доле (ск; редок); IV.8. Предъём (пм) - звук, заимствуемый из следующего далее аккорда. Роль, аналогичную Н. з., могут играть выдержанные звуки в верх. голосах (см. Педаль). Созвучия с Н. з. всегда обладают большим гармония, напряжением, чем аккорды без них. Как правило, они являются диссонансами (изредка - скрытыми диссонансами, или мнимыми консонансами; см. пример 2 б) и требуют разрешения в консонанс или в менее острый диссонанс (пример 2 а), отличаясь этим от побочных тонов. Брошенные Н. з. либо представляют собой исключение из этою правила (пример 3 б), либо подчиняются ему иным путём (в примере 6 в - скачковый пм). Н. з. могут быть двойными, тройными, превращаясь, т. о., в аккорды функций линеарных. Возможно соотношение Н. з. не только с аккордовыми, но и с другими Н. з. (вторичные Н. з.). От Н. з. как аккордово-гармонич. явления следует отличать некоторые фактурные приёмы, напр. не тождественный задержанию запаздывающий тон (ретардация). Ю.И. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь