на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НЕМЕЦКАЯ МУЗЫКА. В 1-м тыс. до н. э. у древних герм. племён существовала практика игры на луре. Лит. и историч. памятники более позднего времени свидетельствуют о развитой песенной культуре. Территориально-гос. раздробленность ср.-век. Германии содействовала образованию локальных стилей муз. фольклора; пограничные песенные диалекты взаимодействовали с фольклором соседних народов - слав., франц., нидерл., скандинавским. С образованием феод. государственности (9 в.) и офиц. принятием христианства широкое распространение получила проф., гл. обр. церк., музыка. Григорианский хорал при этом подвергся влиянию нем. песенности (деятельность Ахенской капеллы, 9 в.). После 1000 в Германии распространилась невменная нотация (см. Невмы), в 12-13 вв. был осуществлён переход к пятилинейной. Сохранились секвенции и тропы, созданные монахами Санкт-Галленского монастыря (Швейцария) Ноткером (Заикой) (9-10 вв.) и Тутило (10 в.). Среди церк. композиторов 10-11 вв. - Герман Хромой, Берно фон Райхенау, Вильгельм из Хирсау. Характерный для нем. хор. музыки 10-11 вв. органум (как вид ранней полифонии) сохранялся в ней вплоть до 15 в. Наряду с церковным развивалось н светское муз. искусство шпильманов, повлиявшее на муз. искусство вагантов и голиардов, ав 14-16 вв. - странствующих подмастерьев. Интонац. сфера музыки шпильманов воздействовала на светское проф. искусство миннезингеров - миннезанг (12 -14 вв.). К 14 в. относятся первые дошедшие до нас песенные сборники произв. миннезингеров, шпильманов и вагантов (в т. ч. "Йенский сб.", ок. 1350; "Лохамский песенник", сер. 15 в.). В 14-16 вв. быстрый рост городов обусловил создание объединений гор. музыкантов - мейстерзингеров, среди которых - Г. Фольц и Г. Сакс из Нюрнберга. Среди памятников того времени - песенный сборник В. Фогта (1558). С 12-13 вв. стали возникать цеховые объединения гор. музыкантов. В 15-16 вв. в бюргерской среде важная роль принадлежала домашнему музицированию, в т. ч. игре на лютне и др. инстр. Интенсивное развитие в 15-16 вв. получило орг. искусство, выдвинувшее Н. м. на одно из ведущих мест в Европе (комп. К. Пауман, А. Шлик, X. Бухнер, X. Кошмер, О. Лисиниус, П. Хофхаймер). В придв. и церк. музыке возросло значение полифонии (под влиянием нидерландской школы) - в произв. Адама из Фульды, Г. Финка, М. Агриколы (автора одного из первых в Европе трактатов о муз. инстр., 1529), Л. Зенфля и др. Ведущие жанры - месса, мотет, псалмы, полифонич. бытовая и духовная песня. В период Реформации и Крестьянской войны 1524-26 благодаря деятельности М. Лютера возник протестантский хорал, утвердивший демократич. линию Н. м. (сборник И. Вальтера "Geystliche Gesanh-Buchleyn", 1524). Усиливающееся влияние итал. музыки в 16-17 вв. (венецианское хор. письмо, мадригал, опера) проявилось в тяготении к гомофонно-гармонич. складу (см. Гомофония) в творчестве И. Эккарда, Л. Лехнера, X. Л. Хаслера, М. Преториуса. В 17 в. кристаллизуется нац. муз. стиль в творчестве Г. Шютца - автора первой нем. оперы "Дафна" (1627), "Священных симфоний" (1629-50). Оперные пост. осуществлялись в придв. театрах Мюнхена, Дрездена, Берлина, Нюрнберга, Брауншвейга, Лейпцига и др. В 1678 в Гамбурге открылся первый в Германии постоянный оперный театр, в котором работали комп. И. Тайле, Н. Штрунк, И. З. Куссер. Расцвет театра (1692-1706) связан с творчеством Р. Кайзера, И. Маттезона, позже - Г. Ф. Телемана; однако нац. опера вытеснялась господствующей итал. оперой. В Н. м. 17 в. главенствующими были жанры духовного концерта, "страстей" (Г. Шютц), орг. музыка (С. Шейдт, И. Фробергер, И. А. Рейнкен, И. К. Керль, Г. Бём, И. Пахельбель, Д. Букстехуде). Параллельно развивалась клавирная музыка (перечисленные выше композиторы, а также И. Кунау); среди виртуозов-клавесннистов - И. Фробергер и М. Векман. Ведущий жанр инстр. музыки - сюита (Х.Л. Хаслер, М. Франк, И. Штаден, И. Г. Шейн); франц. влияние отразилось в конц. орк. сюитах Г. Муффата, И. К. Ф. Фишера, И. З. Куссера. Формируется стиль нем. песенной лирики (И. Г. Шейн, Г. Альберт, А. Кригер). О высоком уровне нем. муз. науки 17 в. свидетельствует энциклопедич. труд М. Преториуса "Syntagma musicum" (1614-20). В кон. 17-нач. 18 вв. появляется ряд крупных теоретич. и муз.-историч. работ И. Г. Вальтера, И. Маттезона (см. Аффектов теория). А. Веркмейстер разработал систему равномерной темперации. Высочайшим достижением муз. искусства стало творчество И. С. Баха, который переосмыслил и довёл до совершенства существовавшие жанры и формы ("Высокая" месса h-moll, 1733; "Страсти по Иоанну", 1724; "Страсти по Матфею", 1727 или 1729; кантаты, инстр. прелюдии, токкаты, фуги и др.), открыл перспективы развития музыки вплоть до 20 в. В творчестве его современника Г. Ф. Генделя достигли расцвета жанры оперы и оратории ("Мессия", 1742; "Самсон", 1743, и др.). В 18 в. происходит дальнейшая демократизация нем. муз. культуры. Бывшие цеховые объединения музыкантов преобразуются в капеллы и оркестры (один из первых - орк. Гевандхауза). Возникают гор. муз. общества типа коллегиум музикум (по образцу открытого Г. Ф. Телеманом в 1702 в Лейпциге), создаются хор. общества (школа И. А. Хиллера в Лейпциге, 1771; певч. академия в Берлине, ок. 1791). Н. м. 2-й пол. 18 в. развивается в тесной связи с идеями Просвещения. Они сыграли большую роль в подготовке оперных преобразований К. В. Глюка (оперы "Альцеста", 1767; "Парис и Елена", 1770; "Орфен и Эвридика", 2-я ред. 1774). Появляются муз.-теоретич. и эстетич. труды К. Ф. Д. Шубарта, И. А. Шайбе, Л. К. Мицлера, И. Г. Зульцера, Ф. В. Марпурга. С 1798 издаётся газ. "Allgemeine musikalische Zcitung". Демократич. тенденции в муз. театре воплотились в создании нем. зингшпиля (И. Штандфус, И. А. Хиллер), однако основу репертуара нем. театров (гл. обр. придв.) составляли итал. оперы (итал. и нем. композиторов, в т. ч. И. А. Хаесе). Кристаллизуются классич. формы инстр. музыки. Этот процесс, носивший общеевроп. характер, завершился в кон. 18 в. формированием венской классической школы, соединившей достижения нем. и австр. культур. Большую роль в подготовке нового стиля, связанного с окончат. утверждением гомофонно-гармонич. склада, закономерностей сонатной формы и сонатно-симф. цикла, сыграла деятельность мангеймской.школы, а также композиторов Берлинской капеллы - И. И. Кванца, И. Г. Грауна, И. А. Бенды (по происх. чех), Ф. В. Марпурга. Произв. последних отмечены тяготением к галантному стилю. Муз. экспрессией в духе устремлений "Бури и натиска" проникнуто творчество К. Ф. Э. Баха, оказавшего влияние на фп. стиль Л. Бетховена. Широкое распространение во 2-й пол. 18 в. получил песенный жанр (К. Ф.Э. Бах, И. А. П. Шульц, И. А. Хиллер. К. Г. Нефе, И. Ф. Рейхардт, И. Р. Цумштег). Одна из вершин Н. м. кон. 18 - нач. 19 вв. - инстр.-симф. творчество Л. Бетховена, представителя венской классич. школы. В его поздних произв. предвосхищаются некоторые черты романтизма. Нем. муз. романтизм достиг расцвета в творчестве Р. Шумана, Ф. Мендельсона, а также австр. комп. Ф. Шуберта и венг. комп. Ф. Листа. Ранний этап нем. романтизма ознаменован рождением нац. оперной школы. Э. Т. А. Гофман создал первую нац. романтич. оперу "Ундина" (1814). Линия романтич. оперы была продолжена К. М. Вебером ("Вольный стрелок", 1821; "Эврианта", 1823; "Оберон", 1826), Л. Шпором, Г. А. Маршнером, Ф. Флотовом. В жанре зингшпиля работали О. Николаи, А. Лорцинг и др. Важной тенденцией времени было обращение к нем. муз.-поэтич. фольклору (сборник текстов нар. песен "Des Knaben Wunderhorn" Л. Арнима н К. Брентано, Hdlb.,1806-08). Вок. нем. традиция нашла воплощение в балладах К. Лёве и др. В творчестве Р. Шумана, Ф. Мендельсона значит. место заняла фп. и BOX. миниатюра. Широкое распространение в 19 в. получило хор. искусство. С 1809 возник целый ряд хор. обществ, т. н. лидертафелей, первым организатором которых был К. Ф. Цельтер. В симф. музыке развитие получили жанры симфонии (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман и др.), программной увертюры (К. М. Вебер, Ф. Мендельсон) и симф. поэмы (Ф. Лист - глава веймарской школы). В ораториях Ф. Мендельсона и Р. Шумана прослеживается традиция Г. Ф. Генделя и И. С. Баха (к творчеству которых в 19 в. возник новый интерес). Развитие кам.-инстр. музыки 1-й пол. 19 в. (соч. Ф. Лахнера, Ф. Р. Фолькмана, Ф. Хиллера, позднее К. Рейнеке) достигает кульминац. точки в 30-40-х гг. в творчестве Ф. Мендельсона и Р. Шумана. Циклы программных фл. миниатюр Р. Шумана ("Карнавал", 1835; "Крейслериана", 1838; "Симфонические этюды", 1837, 2-я ред. 1852) открыли новые структурные и содержательные возможности в инстр. музыке. Идеалы прогрессивного, новаторского иск-и отстаивал в муз.-эстетич. критич. статьях Р. Шуман (издавал с 1834 журн. "Neue Zeitschrift fur Musik"). В 1843 Ф. Мендельсоном создана консерватория в Лейпциге - первая в Германии. Позднее открылись консерватории в Кельне, Штутгарте, Высшая муз. школа в Берлине. Эпоху в Н. м. составило творчество Р. Вагнера, во многом отразившее обществ. движение сер. 19 в. Духовный подъём накануне Революции 1848-49 нашёл выражение в деятельности молодого Р. Вагнера, а поражение революции и последовавшая за ним реакция привели композитора к увлечению пессимистич. философией и абсолютизацией собств. эстетич. идей. Оперное творчество Р. Вагнера оказало сильное влияние как на современников, так и на музыкантов последующих поколений ("Тристан и Изольда", 1859; "Нюрнбергские мейстерзингеры", 1867; "Кольцо нибелунга", 1848 - 74). Период между поражением революции и образованием Германской империи (1849-1871) характеризовался разобщённостью идейных и духовных сил страны. Ф. Лист, своей творч., исполнит. и муз.-обществ. деятельностью способствовавший подъёму нем. культуры, и композиторы веймарской школы пропагандировали творчество Вагнера, провозгласили идеи программности в музыке. Их противниками были представители более традиционной лейпцигской школы. Они выступали за "чистую" инстр. музыку и пропагандировали искусство И. Брамса (с сер. 60-х гг. жил в Вене) - крупнейшего нем. симфониста послебетховенского времени (4 симф., 1876-85). Муз.-теоретич. мысль в 19 в. связана с именами работавших в Берлине 3. Дена, А. Б. Маркса (издавал газ. "Berliner Allgemeine musikallsche Zeitung", 1824-30). Исследование истории музыки началось с сер. 19 в. Среди крупнейших музыковедов: Г. Кречмар, Ф. Шпитта, X. Риман. 8 19 в. окончательно складываются традиции нотоиздательства, возникшие ещё в 16 в. (издательства ""Брайткопф и Хертель", "3имрок", "Шотт", затем "Сыновья Шотта", "Петере"). Среди известных исполнителей 19 в.: дирижёры X. Бюлов, А. Никиш, Г. Леви, Ф. Мотль, К. Мук; певица Г. Зонтаг; пианисты Ф. Калькбреннер, И. Мошелес, К. Шуман; скрипачи Ф. Давид, Л. Шпор. На рубеже 19-20 вв. крупнейшие предст. Н. м. - композиторы Р. Штраус (дирижёр; продолжатель традиций программного листовско-вагнеровского симфонизма, один из предст. муз. экспрессионизма, автор опер "Саломея", 1905; "Электра", 1908; "Кавалер розы", 1910) и М. Регар (органист, автор орг. музыки) вплотную подошли к коренному обновлению структуры муз. языка. В нач. 20 в. преобладает неоклассицизм в творчестве М. Регера, Ф. Бузони (с 1894 - в Германии) н его учеников (Ф. Ярнах, К. Вейль - в ранний период творчества), М. Буттинга, В. Фортнера, К. Орфа, В. Эгка, О. Герстера и др., позже в соч. X. Пфицнера (в большой мере следовавшего традициям Р. Вагнера) и П. Хиндемита, работавшего во мн. муз. жанрах [автора опер "Художник Матис" (1438), "Гармония мира" (1957), создателя собств. муз.-теоретич. системы]. Большое влияние на нем. композиторов оказало творчество австр. комп. А. Шёнберга - основоположника додекафонии. В годы Веймарской республики (1919-33) проявились демократич. тенденции в Н. м.: активизировались деятельность рабочих хоров (в т. ч. Рабочий певч. союз, осн. в 1908), движение агитгрупп, в которых принимали участие прогрессивные нем. музыканты - комп. X. Эйслер, В. Фогель, Э. Г. Майер, Л. Шпис, дирижёры К. Ранкль и Г. Шерхен, певец-антифашист Э. Буш, поэты и драматурги И. Бехер, Б. Брехт, Э. Вайнерт и др. В 20-х гг. 20 в. Берлин стал крупным европ. муз. центром, активностью отмечена муз. жизнь и др. городов Германии. В 30-х гг. черты неофольклоризма проявились в т. н. народных операх Й. Хаса, в некоторых соч. В. Эгка. К. Орфа; усилилось влияние экспрессионизма в творчестве Б. Блахера, К. А. Хартмана. Годы фаш. диктатуры и 2-й мировой войны 1939-45 отмечены дегуманизацией духовной жизни Германии. Были изгнаны или добровольно покинули Германию П. Хиндемит, А. Шёнберг, К. Вейль, Л. Кестенберг и др. В концлагерях погибли комп. Дж. Зимон, дирижёр Р. д'Аргуто; расстрелян в гестапо муз. фольклорист К. Хубер; покончил с собой комп. X. Дистлер. Новый этап развития Н. м. начался после разгрома фаш. Германии - см. Германской Демократической Республики музыка. Федеративной Республики Германии музыка.
Ливанова Т. Н., Муз. классика XVIII в. (Гендель, И.С. Бах, Глюк, Гайдн), М., 1939; Грубер Р. И., Истории муз. культуры, т. 2, ч. 2 - (Муз. культура Германии XIV - XVI вв. 1. М., 1959; Буттинг М., История музыки, пережитая мной, пер. с нем., М., 1959; Фермам В. Э., Нем. романтич. опера, в его кн.: Оперный театр, М., 1961; Кершнер Л., Нем. нар. музыка, М., 1965; Sсhеring A., Deutsche Musikgeschichle im Umrus, Lpb, 1917; M ote r H. J., Geschichle der deutschen Musik, Bd 1-3, Slung.-В., 1930; Malsch R., Geschichte der deulschen Musik, В., 1949; Mersmann H., Eine dcutsche Musikgeschichle, Potsdam - В., 1934; его же, Deutsche Musik del 20. Jahrhunderu im Spiegel del Weltgeschehens, Rodenkirchen (Rhein, 19581; Muller-Вlattau J., Geschichle der deulschen Musik, В., 1931; Backer, E., Musik der Deutschen, Koln, 1941; Einstein A., Von Schutz bis Hindemilh, Z.- Stutlg., |1957|; Wiora W., Das deulsche Lied..., Wolfenbutlel - Z., 1971. В, П. Демидов, О. Т. Лсонгьева.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь