Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   НУБА (букв. - ряд, очередь, последовательность) - вок.-инстр. композиция т. н. андалусской традиции в араб. музыке. Классяч. Н. предшествовала сложившаяся в 9 в. в Багдаде своеобразная последовательность пьес или песен, каждую из которых исполнял перед халифом определ. музыкант или певец. Распространилась на Ю. Пиренейского п-ова, с 13 в. - в странах Магриба. Н. получила своё классич. выражение как развёрнутая вок.-инстр. циклич. композиция, основанная на принципе макама. Каждая Н. (ср.-век. муз. теоретик Зирьяб установил 24 Н.) включает инстр. пьесы со свободной ритмикой (напр., увертюры истифтах, мчалия) и основанные на определ. ритмоформулах (такие части, как тушийя, мсаддар), а также вок. разделы (сольные н хор.) - обычно в жанре мувашшах (текст осн. на классич. араб. просодии аруза). Для Н. характерно ускорение темпа к концу произв. Исполняют Н. певцы, хор (унисонный), инстр. ансамбль из традиц. инструментов (уд, канун, най, ребаб, тар, дарабукка и др.). В совр. муз. практике различают стили Н.: тунисский - малуф (считается, что он продолжает традиции ср.-век. Севильи), алжирский - сана (близок стилю Кордовы) и марокканский - гирнати (сохраняет особенности нуб Гренады и Баленсии). Из 24 Н. ныне сохранились: в Алжире 15, в Марокко 11, в Тунисе 13, в Ливии 9. В 20 в. появилось неск. вновь написанных Н. В. Русанова.  |