Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
| ОБИХОДНЫЕ ЛАДЫ - натуральные лады, осн. на обиходном звукоряде. Вследствие его квартовой структуры (однофункциональность ступеней на расстоянии кварты) и миксодиатоничности (обиходное переченье) О. л. неоктавны, и к ним неприложимы названия октавных диатонич. ладов (ионийский, дорийский и пр.). Лад с трихордом (вверх от конечного тона-устоя) I тон + I тон наз. большим (сходен с ионийским). I тон + 1/2 тона - малым (сходен с эолийским), 1/2 тона + 1 тон - укоснённым (сходен с фригийским) - термины С. В. Смоленского. Подобно церковным ладам, модальные О. л. (см. Модальность) подразделяются на автентич. (устой внизу звукоряда или ступенью выше ниж. тона звукоряда) и плагальные (2 и более ступеней ниже устоя). Схемы и наименования О. л.: Большой, малый и укоснённый О. л. могут иметь неполный звукоряд без обиходного переченья. Образцы О. л.: Задостойник на Преображение. л. распространены в рус. церк. и нар. музыке, встречаются в соч. М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, И. Ф. Стравинского, а также Ю. М. Буцко и др. |