на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПЕДАЛЬ (франц. pedale, от лат. pedalis - ножной) - 1) деталь рычажного устройства муз. инструментов, управляемая ногами. Используется для достижения спец. эффектов (фп., орган, клавесин, вибрафон, электроинструменты), управления мехами (фисгармония), настройки и перестройки (арфа, литавра) и игры на инстр. (басовый барабан и тарелка на ударной установке). Нажатие правой П. на фп. поднимает демпферы, обеспечивая свободную вибрацию струн для усиления и обогащения звучания (в нотах взятие обозначается Ped., снятие - *, то и другое; нажатие левой П. (обозначается una corda) сдвигает всю механику "право, так что молоточки ударяют лишь по 1-2 струнам в каждом струн. хоре, т. е. на 1 струну меньше (на пианино приближает молоточки к струнам), благодаря чему ослабляется звук и изменяется окраска звучания. Обе П. применяются с кон. 18 в. Иногда используется 3-я (средняя) П.: на рояле её нажатие фиксирует в приподнятом состоянии лишь те демпферы, которые уже были приподняты к моменту нажатия, с целью продлить звучание отд. звуков или аккордов; на пианино средняя П. (модератор) подставляет между молоточками и струнами своеобразную сурдину с целью уменьшить громкость (в домашнем музицировании). На арфе при помощи П. перестраивают струны (7 в каждой октаве); нажатие каждой П. повышает на полтона настройку одноимённых струн во всех октавах. 7 П. простого действия изобретены в 1720 Г. Хохбруккером, 14 П. простого действия применены в 1782 Ж. Кузино, 7 П. двойного действия - в 1801 С. Эраром (повышают в 2 приёма на 1/2-1 тон). На т. н. педальной литавре П. позволяет настраивать и перестраивать инстр. (обычно в пределах кварты), в т.ч. во время его звучания. 2) Клавиатура для ног (1-3 октавы) на органе, клавикорде, клавесине, карийоне, электрооргане. На органе применяется с 14 в. В 18- 19 вв. имелись образцы фп. с педальной клавиатурой (разл. типов). 3) Выдержанный звук, аккорд или созвучие, на фоне которых прочие гармонич. и полифонич. голоса движутся относительно независимо (см. Органный пункт). В ниж. голосах П. ладогармонически более активна (неустойчивая - Ф. Лист, соната h-moll, предыкт к побочной партии; устойчивая - И. Ф. Стравинский, "Вешние хороводы" из "Весны священной"), в верхних она нередко превращается в фон. П. бывает фигурирована (начало 4-й картины "Пиковой дамы"), может приближаться к мелодич. или гармонич. остинато (сочетание остинатных П.: И. Ф. Стравинский, 1-я часть Симфонии псалмов, цифры 7-8). С. Прокофьев. 3-я симфония, 1-я часть, вступительная тема. Остинатная педаль в верхних голосах. 4) В технике оркестровки - выдержанные звуки или аккорды, представляющие основу (фон) для мелодич. и гармонич. фигурации. Между П. и фигурацией предполагаются тембровые и динамич. отличия. А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", 4-е действие (клавир). Педаль и фигурация.
См. лит. при ст. Инструментоведение, Инструментовка, Фактура. А. Копчевский, В. П. Фраёнов,

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь