Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ (нем. evangelisches Kirchenlied; Choral) - духовное песнопение на нем. текст, связанное с протестантским культом. П. х. возник в Германии в 16 в. в эпоху Реформации и крестьянской войны. М. Лютер со своими сподвижниками создал фонд песнопений П. х., стремясь сделать их простыми, легко запоминающимися и доступными для исполнения общиной, не обладавшей проф. подготовкой. Осн. источники мелодий П. х. - разнообразные по содержанию нар., духовные и светские песни, с новой подтекстовкой, напевы мейстерзингеров (от которых в П. х. перешла форма бар); создавались также новые напевы. Тексты П. х. заимствовались из нем. духовных песен или представляли собой переводы из католич. песнопений и гимнов на лат. языке. Нек-рые тексты сочинялись заново, в т. ч. Лютером, хорал которого "Ein feste Burg ist unser Gott" ("Господь - твердыня наша") Ф. Энгельс вслед за Г. Гейне назвал "Марсельезой" 16 в. (см. пример в ст. Бар). П. х. родственны гуситские песни, фламандские, гугенотские, англ., польские псалмы. Ранние П. х. были изложены полифонически, с мелодией в теноре, что затрудняло исполнение их общиной. Позднее П. х. излагался 4-голосно, с тождественным во всех голосах ритмом и мелодией в верх. голосе (см. Канционал). В 17-18 вв. 4-гол. хорал был также составной частью "страстей", ораторий и др. жанров. Мелодии П. х. послужили основой разл. форм хоральной обработки. Грубер Р., История муз. культуры, т. 2, ч. 2, М., 1959; Westphal J., Das evangelische Kirchenlied nach seiner geschichtlichen Entwicklung, 6B., 1925; Nelle W., Geschichte des deutschen evangelischen Kirchenliedes, 4Hildesheim, 1962.  |