на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ШОТЛАНДСКАЯ МУЗЫКА. Истоки муз. искусства Шотландии восходят к нар. песенно-танц. культуре племён, населявших страну (скоттов, бритов, скандинавов и др.). В нар. песнях - 7- и 8-ступенные звукоряды, а также трихордовые и пентатонные мелодич. обороты. Характерны скачки на большие интервалы, типичны ритмич. фигура, сходная с ломбардским ритмом, а также синкопиров. рисунок, т. н. скочснэп. Ритмы нар. Ш. м. связаны с танц. движениями, среди танцев - рил, стретспей, флинг, экоссез. В 12 - 15 вв. носителями нац. муз. искусства были барды, менестрели, лютнисты, исполнявшие эпич., героич., лирич. и др. песни и баллады. Осн. инструменты - арфа (с 12 в.) и волынка (с 15 в.). В 12 - 15 вв. появились муз. центры с развитой церк. и светской муз. культурой - Абердин и Стерлинг (в последнем с 12 в. была корол. капелла), позднее - Данбар, Эдинбург. Сохранились рукописные псалтыри 16 - 17 вв., содержащие соч. шотл. композиторов и органистов. В светской Ш. м. в 16 в. возникли т. н. консорты ("содружества" музыкантов). В нач. 17 в. в Ш. м., как и в англ. музыке эпохи Возрождения, наступил расцвет. Корол. капелла была переведена в Эдинбург, где при дворе Стюартов развивалось муз. искусство, в гор. среде широко бытовало домашнее музицирование. Во 2-й пол. 17 в. Г. Пёрселл, Дж. Плейфорд и др. англ. композиторы использовали шотл. нар. мелодии. В 18 - 19 вв. нар. и проф. шотл. песни и баллады стали издаваться и в др. странах; появились фольклорные сборники (среди них - составленные поэтом Р. Бёрнсом). Мелодии шотл. баллад легли в основу первой шотл. пасторальной балладной оперы "Благородный пастух" А. Рамзея, ставшей образцом этого жанра. Известны обработки шотл. нар. мелодий для голоса с фп. (или с инстр. ансамблем) И. Гайдна, Л. Бетховена и К. М. Вебера. На основе шотл. мелодий созданы "Шотландская симфония" Ф. Мендельсона, "Шотландская фантазия" для скр. с орк. М. Бруха и др. В 18 в. основаны мн. муз. общества, хор., конц., симф. и оперные объединения, в т. ч. Муз. общество (1725; с 1728 регулярно проводило концерты), Об-во вок. искусства (1770), "Кэч-клаб" (1771; с 1790 - "Гли-клаб"). Среди шотл. композиторов 2-й пол. 18 - 19 вв.: Т. Эрскин, Дж. Фергюс, У. Макгиббон. Созданы разл. муз. организации и коллективы, в т. ч. Эдинбургское хор. объединение (1858), Шотл. орк. (1893). В 1839 Дж. Ридом основана первая шотл. кафедра музыки в Эдинбургском университете, где работали Р. Бишоп, Д. Тови и др.; проводились концерты. Основателем шотл. комп. школы считается А. Макензи (кон. 19 - нач. 20 вв.; 5 опер, вок. -симф. соч., хоры и др.); среди др. композиторов этого времени: У. Уоллес, Ф. Скотт. В сер. 20 в. приобретают известность комп. Э. Чизем, С. Дейви, Я. Уайт, Р. Кроуфорд, пианист Ф. Ламонд. Среди крупных уч. заведений: Корол. шотл. академия музыки (1890, Эдинбург), Шотл. нац. академия музыки (1929, Глазго). С 1947 в Эдинбурге проводятся ежегодные междунар. фестивали музыки и драмы.
Farmer Н. О., A history of music in Scotland, L., [1947]; Collinson Fr, The traditional and national music of Scotland, L., [1966).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь