Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   РЕСПИГИ (Respighi) Отторино (1879-1936) - итал. композитор, педагог. Чл. Нац. академии деи Линчей (1932). Учился у Л. Торки, Дж. Мартуччи, Н. А. Римского-Корсакова, М. Бруха. Выступал как скрипач, альтист, пианист, дирижёр. Один из крупнейших итал. композиторов-симфонистов; в творчестве которого сочетались тенденции импрессионизма и неоклассицизма. Наиб. значит. произв. Р. отличают совр. техника письма, красочная оркестровка (симф. трилогия "Фонтаны Рима", 1916; "Пинии Рима", 1924; "Римские празднества", 1928). В то же время в ряде соч. ощущается тяготение к архаичной мелодике, старинным формам ("Григорианский концерт" для скр. с орк., 1921, и др.). Интерес представляют его обработки опер итал. композиторов 17-18 вв. (в т. ч. "Орфей" Монтеверди, 1935). В 1913-36 проф. (в 1924-26 также директор) консерватории "Санта-Чечилия" в Риме. Среди учеников: Э. Оливьери Санджакомо-Респиги (певица и композитор, жена и биограф Р.), В. Риети, Ф. Фаркаш. Оперы - Король Энцо (1905, Болонья), Бельфагор (по Э. Морселли, 1923, Милан), Потонувший колокол (по Г. Гауптману, 1927, Гамбург), Пламя (1934, Рим) и др.; балет Балкис, царица Савская (1932, Милан); для орк.- сюиты Церк. витражи (1926) и Птицы (1927), Триптих Боттичелли (для струн. орк., 1927) и др.; произв. для инстр. с орк.; пьесы для фп., для др. инстр.; песни, романсы; обработки и аранжировки соч. др. композиторов. Ottorino Respighi; catalogo delle opere, Mil., 1965. Богоявленский С., Респиги, в кн.: Музыка XX в. Очерки, ч. 2, кн. 4, М., 1984; Rеnsis R. dе, О. Respighi, Torino, 1935; Respighi E., О. Respighi. Dili biografici ordinati, [Mil., 1954).  |