на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


СЕРИАЛЬНОСТЬ (нем. serielle Musik), сериальная техника, сериальная музыка, сериализм, - вид серийной техники, признаком которого является сериализация более чем одного параметра, напр. высот и ритма, высот и динамики. С. не следует смешивать с полисерийностью, при которой используются две или несколько серий одного (высотного) параметра (Прелюдия и фуга для фп. Шнитке). связана с новой организацией муз. "пространства-времени" (в частности, по теории К. Штокхаузена, в единую линию вытягиваются некоторые параметры, лежащие, на первый взгляд, в разных измерениях: тембры как тоны-призвуки, высоты как звуки-частоты, ритм как частоты-длины, разделы формы как длины-пропорции). Отдалённую связь с С. имеет "двухпараметровая" структура изоритмич. тенора (см. Изоритмия). В 20 в. элементы С. вводили в свои соч. Е. Голышев, А. Веберн (ор. 21, 24, 27, 30). С. получила распространение гл. обр. в 50-60-х гг. ("Структуры" для 2 фп. Булеза, "Перекрёстная игра" Штокхаузена, "Прерванная песня" Ноно), в т. ч. в творчестве некоторых сов. композиторов. Т. н. тотальная С. - сериализация всех параметров сочинения. Мессиан. "Остров огня", II, такты 8-17.
Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX в., [пер. с чеш.], М., 1976. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь