на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТОНАЛЬНОСТЬ (нем. Tonalität, Tonart; франц. tonalite) - 1) высотное положение лада (Б. Л. Яворский). Напр., в обозначении d-moll буква "d" - Т., "moll" - лад (минор). 2) Иерархич. централизов. система функционально дифференцированных высотных связей (см. Функции ладовые). В этом смысле понятие Т. означает ладотональность (лад на определ. высоте) или даже совпадает с понятием лада (напр., англ. термин tonality). В данном широком значении к Т. относятся и лады рус. монодии (см. Обиходные лады), и церк. тоны (см. Церковные лады), и звуковые системы 20 в. (новая Т.). 3) В узком, специфич. значении Т. - система (двуладовая) функционально дифференцированных высотных связей, иерархически централизованных на основе консонирующего трезвучия (то же, что тональность гармоническая, лад в европ. музыке 17-19 вв. - мажор или минор). Предполагает наличие модуляц. пространства в виде строго организованной системы 24 Т. (см. Квинтовый круг), градуированных отношений родства тональностей. Базирующаяся на аккорде Т. терминологически противопоставляется монодическим, модальным ладам (структурам "чисто ладового склада", по выражению А. К. Глазунова). Классич. мажорно-минорная тональная система - выдающееся достижение муз. мышления в мировом масштабе. Ей присущи внутр. активность и динамизм, напряжённость целеустремлённого движения, пронизанность центростремительным тональным тяготением к тонике, благодаря чему тоника ощущается как центр и там, где она реально не звучит; её ладовая краска распространяется на все гармонии Т., даже на те, которые, взятые вне данной Т., имеют противоположное ладовое наклонение. В связи с этим сущность Т. адекватно раскрывается в специфич. категориях функций тональных, а не в более общих категориях основного тона и ступени. Для классич. Т. характерен "тональный ритм", т. е. специфич. сильно выраженная метрич. экстраполяция (см. Форма музыкальная), регулярные смены функций, диалектич. отношение между устоями и неустоями. Феномен европ. Т. в конечном счёте отражает идеи эпохи Просвещения, филос. картину мира времён Канта-Гегеля. "Модальность представляет стабильный, а Т. - динамич. взгляд на мир" (Э. Ловинский). На классич. Т. основываются построенные по автономно-муз. законам формы (прежде всего сонатно-симф. цикл), а также симфонизм как метод крупномасштабного развития муз. мысли, опирающийся на имманентно-муз., не зависящие от внемуз. факторов принципы мышления. Поэтому после эпохи господства классич. мажорно-минорной Т. термин "Т." закономерно связывается с представлением о разветвлённой муз.-логич. структуре, т. е. о своего рода "принципе порядка" во всякой системе звуковых отношений, а тональная драматургия может успешно соперничать со сценической, тематической. Тем самым тональная структура целого становится важнейшим фактором развития муз. мысли (по П. И. Чайковскому, "самая сущность муз. мысли" находится "в прямой зависимости от модуляции и гармонии"). Образец мощного действия Т. и тональных функций в построении огромного муз. целого (Т. f-moll): Бетховен. Соната f-moll op. 57 для фортепьяно, 1-я часть (схема). Развитие Т. во 2-й пол. 19 в. состоит в расширении пределов Т. (мажоро-минор, хроматическая система), обогащении тонально-функциональных отношений, поляризации диатоники и хроматики, усилении колористич. значения Т., возрождении модальной гармонии на новой основе. 4) Новая Т. 20 в. - качественно иное явление в сравнении с классической, т. к. она опирается гл. обр. на диссонанс (диссонирующий аккорд, любую целесообразно избранную композитором группу звуков) и на 12-ступенность (также двенадцатитоновость) звукорядной основы, не имеет непосредственно ощущаемого в каждый момент тяготения к центр. комплексу. Новая Т. структурно многообразна и индивидуализирована. В то же время она, как и классич. Т., представляет собой логичную, слаженную, иерархически выстроенную систему функциональных звуковысотных связей - лад; высотное положение мотивов и аккордов в ней эстетически упорядочено (а не "атонально" безразлично). Принципы новой Т. действуют и в додекафонной музыке (см. Додекафония); серия - "носитель новой тональности" (Й. Руфер). Так, в вок. цикле ор. 25 Веберна 1-я песня целиком основана на интонациях серийных рядов примы fis-g и инверсии as-g (центр. тон g), 2-я - на других, а 3-я - как в 1-й песне. Принципы новой Т. действуют в соч. А. Н. Скрябина (поздний период творчества), А. Берга ("Лирическая сюита"), А. Шёнберга (3-й квартет), К. Штокхаузена ("Stimmung"), С. С. Прокофьева (7-я фп. соната), Д.Д. Шостаковича (опера "Нос"), совр. сов. композиторов (С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисова, А. Г. Шнитке, Р. К. Щедрина и др.).
Протопопове. В., Элементы строения муз. речи, ч. 1-2, М., 1930-31; Танеев С. И., Подвижной контрапункт строгого письма, 2М., 1959 (Вступление); Т юлин Ю. Н., Учение о гармонии, 3М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Тараканов М., Новая тональность в музыке XX в., в сб.: Проблемы муз. науки, в. 1, М., 1972; Rameau J. Ph., Nouveau systeme de musique theorique..., P., 1726; Riemann H., Uber Tonalitаt, в его кн.: Praludien und Sludien, Bd 3, Lpz., (1901]; Hindemith P., Unterweisung im Tonsatz, [Bd 1], Mainz, 1937; Rufer J., Die Zwdlftonreihe: Trager einer neuen Tonalitat, "OMz", 1951, Jahrg. 6, № 6/7; Lоwinskу В., Tonality and atonality in sixteenth century music, Berk. - Los Ang., 1961; Dahlhаus C., Untersuchungen uber die Entstehung der harmonischen Tonalitat, Kas.-[u. a.], 1968. См. также лит. при ст. Функции тональные. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь