на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ТРОП (от греч. - поворот, оборот речи) - термин, обозначающий в антич. риторике - оборот речи, в совр. стилистике - применение слова в переносном смысле (метафора, метонимия) и имеющий ряд значений в теории музыки. 1) Вставка или серия вставок в канонизированный григорианский напев (песнопение в целом или его часть; см. Григорианское пение). Т. могли быть текстовыми (см. Секвенция) и (или) мелодическими (бестекстовые мелодич. вставки, напр. мелизмы в респонсории оффертория). Т. в начале песнопения выполнял вступит. функцию (к коммунио, офферторию, Gloria, Те Deum). Большое распространение получили вступит. Т. к интроиту мессы. Они нередко исполнялись в виде диалогов, из которых впоследствии выросла литургическая драма. Расцвет практики тропирования приходится на позднее средневековье; от этого времени сохранились обширные коллекции Т. (в т.ч. Винчестерский тропарь). Т. были запрещены Тридентским собором 1545-63, и следы их наименований сохранились лишь в названиях отд. песнопений (напр., Kyrie Cunctipotens). 2) В др.-греч. муз. теории - обозначение транспозиционной гаммы. 3) В зап.-европ. ср.-век. системе ладов - одно из наименований церк. лада (см. Модус, Церковные лады). 4) Старинное назв. псалмовой дифференции (одной из мелодич. формул тона; см. Псалмодии). 5) В теории Й. М. Хауэра - наименование 12-звуковых рядов, разделённых на 2 части по 6 звуков. Всего, по Хауэру, 44 Т., отличающихся интонац. составом. Техника Т. - один из методов 12-тоновой композиции в музыке 20 в. (см. Додекафония, Серия). Т.Б. Баранова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь