на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЗАПАДНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА. Музыкальная культура историко-культурного региона Зап. Африка включает музыку государств Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Кот-д'Ивуар, Либерия, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, юж. провинций Мали и Нигера, а также Камерун и Экваториальная Гвинея (к-рые географически обычно относят к Центр. Африке). З. А. м. в связи с пестротой этнич. состава региона (здесь проходит граница расселения двух рас - бербероязычных туарегов и негроидных народов), множественностью языковых и диалектных групп, разнообразием форм экономич. деятельности и религий отличается богатством муз. традиций и стилей, а также их постоянным взаимодействием, смешением (в частности, в связи с миграцией населения). Музыке принадлежала немаловажная роль в жизни высокоорганизованных цивилизаций Йоруба и игбо и исламизироваиных феодальных государств - Гана (3-11 вв.), Мали (13-15 вв.), Сонгай (16-17 т.), Канем (14 - кон. 19 вв.) и др. Различалась музыка двора н общины. Придв. музыка была строго канонизирована: напр., звучание некоторых барабанов допускалось только в присутствии эмира или высокопоставленных лиц либо во время битвы. В придв. церемониях большая роль отводилась ансамблям и оркестрам - рожковым, барабанным. Во время больших религ. праздников и важных политич. событий придв. музыка включалась в общенар. торжество. Существовала традиция регулярных придв. концертов (даренджума' а). В придв. искусстве сформировалась т. н. высокая традиция. От исполнителей требовалась проф. подготовка. Сложились касты музыкантов и сказителей - арокины (Нигерия), мендзаны (Камерун), джали (Гамбия); известны также под общим назв. гриоты. Нек-рые из них служили при дворах вождей, королей, а также в богатых семьях, являясь хранителями семейных генеалогий (исполняли историч. сказания, величальные песни и др.). Значит. часть составляли странствующие гриоты, которые, выступая во дворцах, на деревенских праздниках, на гор. рынках, переносили традиции от одного социального слоя (а также и этноса) к другому. В деревенских общинах музыканты обычно занимались и каким-то др. обществ.-полезным трудом. А. м. выполняет эстетич., этич., утилитарные функции. Мн. народы приписывают ей магич. роль, рассматривают как средство общения с духами, силами природы и воздействия на них, отсюда - сакрализация напевов, ритмов, муз. инструментов. Большая роль в сохранении и передаче муз. традиций, в обучении молодёжи принадлежала тайным обществам. Музыка - неизменный компонент всех семейных, календарных и обществ. обрядов. Выделяется погребальный ритуал (мог длиться неск. месяцев), во время которого с помощью барабанов, погремушек, дудок из дома покойного "изгоняются" злые духи, женщины поют песни-плачи, исполняются ритуальные танцы. Спец. песни, танцы, а также шествия, соревнования сопровождают обряды инициации (посвящения во взрослые). Как правило, песня, танец, действо в обрядах неотделимы друг ст друга. Зачастую исполнители надевают маски; у некоторых народов (напр., у дан в Того) имеются оригинальные акустич. маски (Бегбо), искажающие голос. Музыка сопутствует и коллективным трудовым процессам (песни косьбы и гребли у конкомба, молотьбы у кассена-нанкани н бунлса, сбора риса у дан и др.). Разнообразны типы вок. исполнения. У народа бопоиноу (Габон) принято мягкое, спокойное пение, у акан, га, эве (Гана) - открытый звук, фальцет, йодли. Интонирование песен зачастую определяется тональным характером языков большинства народов Зап. Африки. Однако преобладает нисходящее мелодич. движение. В многоголосии различны типы соотношения голосов у разных народов: движение параллельными интервалами, одноврем. звучание неск. самостоят. мелодич. линий, элементы канона, принцип гокета и т. п. Многочисленны песенные жанры, в т. ч. мвет (эпич. воен. песнопения у фанг), серенады и др. любовные песни. Ладовой основой З. А. м. зачастую служит пентатоника, но встречаются также 6-, 7-, 2-ступенные звукоряды, как диатонические, так и включающие микрохроматику, ув. интервалы. Богата ритмика, выполняющая наравне с мелодикой информативную функцию (определённая ритмич. формула обозначает соответствующий текст). Отличит. черта ритмики - совмещение метрич. регулярности с кажущейся ритмич. свободой, как бы совмещение разл. метроритмич. сеток, комбинирование из простых ритмич. сочетаний сложных комплексов. Разнообразен инструментарий Зап. Африки. Многим инструментам, в т. ч. барабанам, флейтам, придаётся магич. значение. Встречается деление инструментов на мужские и женские (напр., у туарегов на флейтах играют только мужчины). Характерно наделение ансамблевых инструментов наименованиями, символизирующими родовые связи: "мать" и "ребёнок", "мужчина" и "женщина" и т. д. Широко распространены в Зап. Африке мембранофоны, особенно барабаны, различающиеся по форме, количеству мембран, способам звукоизвлечения: конусообразные барабаны - сангбай (Сьерра-Леоне); цилиндрические - гбунг-гбунг (Либерия); со сферич. корпусом - боте (Сьерра-Леоне); в форме песочных часов - хатамба (у лимба), водяные барабаны - ассакхалембо; разновидности литавр - табл (у туарегов); т. н. щелевые барабаны из выдолбленных стволов с прорезями или из туго сплетённого тростника. Барабанная игра зачастую служит средством передачи информации ("говорящие барабаны"). Так, на барабане дун-дун (у йоруба) воспроизводят мелодия, н ритмич. рисунок тональной йорубской речи (используется, в частности, для восхваления предков правящих династий). Многочисленна группа идиофонов: колокольчики, в т. ч. давуро и ннавута (у ашанти); трещотки и др. шумовые, в частности акзатце (полая тыква, опутанная бусами; Гана); разл. ксилофоны. Популярны также ламеллафоны (см. Идиофоны): санса (или м6ира), премпенсуа, конди, конгома и др. Духовые инструменты представлены разнообразными типами флейт, трубами, свистками, окаринами. Трубы из слоновых бивней или рогов антилопы применяются гл. обр. как придворные, сигнальные и культовые инструмент Малочисленна и наиб. поздняя по происх. группа струнных (в основном занесены кочующими фульбе и мандинго). Среди смычковых - однострун. скрипка инзад (у туарегов; аналогичный инструмент встречается у темне в Сьерра-Леоне). Известны муз. луки с одной, реже неск. струнами, натянутыми на гибкую палку, один конец котоpoй упирается в землю (служит резонатором), - гбегбетеле, гбонг, кпала и др. Разнообразны инструменты типа арфы или арфы-лютни. У исламизиров. народов большую группу образуют щипковые - ксалам (у волоф), моло (у фульбе), а также: 21-струн. кора (излюбленный инструмент гриотов). Для Зап. Африки характерна ансамблевая игра (в т. ч. как сопр. пению). Существуют ансамбли смешанные - мменсуон, нагла (Гана), барабанные, флейтовые - кара (Нигерия), струнно-ксилофонные (Сенегал), флейтово-барабанные (Буркина-Фасо), ксилофонные (Мали). Несколько обособлена муз. культура Мали, Нигера, а также тесно связанных с ними кочевых народов (фульбе, мандинго) Сенегала, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Гамбии. Наиб. самобытна музыка туарегов (исповедуют ислам), у которых, в отличие от мусульм. негроидных народов, нет профессии музыкант (эту функцию выполняет наряду с др. обязанностями спец. каста слуг). Муз. традиции туарегов четко разделены на мужские (испытали влияние музыки Бл. Востока; xарактерно неприкладное значение музицирования) и женские (сохраняли архаич. черты; в осн. это музыка утилитарного назначения). Воздействие муз. культуры ислама на З. А. м. сказалось как в непосредств. перенесении на афр. почву ортодоксальных культовых традиций (распевание текстов из Корана, призывы муэдзина, муз. оформление религ. праздников и др.), так и в самой муз. практике (заимствование строфич. принципа построения вок. форм, использование струнно-щипковых инстр. и др.). Выделяется также культура островных и юго-зап. прибрежных государств, которые испытали сильные амер.-европ. влияния. В связи с заселением этой зоны португ. колонистами здесь возникли разнообразные этнокультурные синтезы. Напр., на Ю. Сенегала сохранилась старинная португ. музыка, а также распространены многочисл. смешанные (афро-португ.) жанры. В прибрежных и островных зонах Сьерра-Леона и особенно в Либерии (часть её населения составляют американо-либерийцы - потомки быв. рабов) существ. место в муз. культуре принадлежит креольской традиции. Это проявляется в культовой музыке (христ. службы сопровождаются муж. хором и органом), праздничных религ. шествиях (элементы католич. карнавала переплетаются с афр. ритуалами, в частности включение танцев масок), Получили распространение специфич. разновидности сев.-амер. спиричуэл. В области светской музыки с креольскими традициями связана популярность разл. инстр. групп, выступающих на вечеринках, свадьбах, а также бэндов (в Либерии под назв. гамби, гомби, мило джаз; они иногда сопровождали танцы масок). Широко известны такие жанры, как маринга и заимствованные из Сев. Америки, но качественно переосмысленные блюз, соул и др. Европ. культура проникала на Афр. континент и с духовными) миссиями. С принятием африканцами христианства возникли религии сочетающие христ. догматы с афр. ритуалами. Европ. церк. музыка приспосабливалась к местным условиям (исполнение молитв на афр. языках, включение в богослужение афр. песнопений, танцев, игры на барабанах). Даже ортодоксальная христ. псалмодия приобрела здесь иной облик (афр. ритмич. организация, темперация, подчинение принципу тональных языков изменяли её ритмич. и мелодич. контуры). В процессе колонизации Африки афр. традиции вытеснялись английскими и французскими. В зап.-афр. городах (бурно развивались в колониальный период) культивировалась зап.-европ. музыка (т-р, концерты, поп-музыка, бэнды). В 20 в. возникли местные формы лёгкой музыки, напр. стиль хайлайф. Европ. театр. искусство стимулировало развитие афр. традиц. театра: откристаллизовались такие жанры, как ганские театр. действа, т. н. опера йоруба (разыгрывается один сюжет, музыка является элементом, организующим действие). Одна из первых афр. муз. драм создана сьерра-леонским комп. А. Дафаром ("Кинкункор", 1934). В 1960-70-х гг. (после завоевания государствами Зап. Африки независимости) особое внимание стало уделяться сохранению и пропаганде нац. традиций. Возникли науч. центры, где изучается традиц. музыка: Совет искусств в Гане (впоследствии - Институт искусств и культуры), Институт африканистики при Ганском университе. Муз. академия в Гане, Региональный центр по документации и исследованиям в области устного муз. творчества в Камеруне и др. По их инициативе проводятся смотры и фестивали нар. искусства. Прошли 1-й Всемирный фестиваль негр. искусства (Дакар, 1966), 2-й Всемирный фестиваль негр. и афр. искусства и культуры (Лагос, 1977), а также Между нар. симпозиум по афр. культуре (Ибадан, 1966), науч. коллоквиум "Муз. традиции южней Сахары" (Яунде, 1970) и др. Нац. искусство пропагандируют центры радиовещания и ТВ, студии грамзаписи. Среди творч. коллективов - Сенегальский балет, Нац. ансамбль Мали, Нац. балет "Джолиба" (Гвинея). Спец. уч. заведения готовят проф. муз. кадры, а также ведут науч. работу, в их числе: Нац. академия музыки в Виннебе, Школа музыки и драмы при Ганском университе, муз. ф-ты университов в Ифе, Ибадане, Лагосе. В Зап. Африке сложилась ведущая на Афр. континенте комп. школа. Среди её представителей: С. Аквей, Э. Аму, Ф. Гбехо, комп. и музыковед К. Нкетия (Гана), Ф. Вебей, комп. и музыковед М. С. Эно-Белинга (Камерун), С. Акпабот, Ф. Сованде, У. Эчезона и А. Юба (Нигерия). Среди исполнителей традиц. музыки: певцы - К. Нимо (Даниел Ампонса; Гана), М. С. Сенгор, Д. Нгарри (Сенегал), С. Базумана, Ф. Дембе (Мали); исполнители на коре - Б. Кануте, Л. Конте; барабанщики - Д. К. Тей, И. Мьямиче.
Виноградов В. С., Музыка Гвинеи, М., 1969; Очерки муз. культуры народов Тропич. Африки.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь