на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЗОНА (от греч. - пояс) - количественная характеристика ступеневых качеств музыкальных звуков. З. определяет отношения между элементами муз. звука как физич. явления (частотой, интенсивностью, составом звука, продолжительностью) и его муз. качествами (высотой, громкостью, тембром, длительностью) как отражениями в сознании человека этих физич. свойств звука. Понятие введено Н. А. Гарбузовым. Доказано, что ступеневое качество, напр., звука а' не переходит в соседние качества в довольно широкой З. - примерно от 430 до 450 герц; З. абсолютного слуха равна приблизительно 80 центам, в крайних регистрах она расширяется до 200 центов; З. интервального, относительного слуха - ок. 60-70 центов. Внутри З. музыканты различают большое количество интонац. оттенков. Понятие З. распространено также на восприятие темпа и ритма, динамический (громкостный) и тембровый слух. Установление зонной природы муз. слуха открыло новые возможности для изучения художеств. интерпретации муз. произв. А. Гарбузов - музыкант, исследователь, педагог, М., 1980, с. 80-270; Pare Ю. Н., Концепция зонной природы муз. слуха Н. А. Гарбузова, там же, с. 11-48.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь