на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПАЩЕНКО Андрей Филиппович [3 (15) VIII 1883, Ростов-на-Дону - 16 XI 1972, Москва] - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1957). В 1917 окончил Петрогр. консерваторию по классу композиции у М. О. Штейнберга. В 1911-17 зав. муз. б-кой Придв. оркестра, в 1917-21 зав. муз. б-кой Гос. оркестра, в 1921-31 зав. муз. б-кой Ленингр. филармонии. С 1961 жил в Москве. В творчестве П. опирался на традиции муз. классики 19 в. Автор многочисл. произв. разных жанров, в т. ч. крупных симфонических; один из первых русский композиторов, создавших оперы на историко-революц. и сов. тематику. Его «Орлиный бунт» («Пугачёвщина», 1925) сыграл видную роль в становлении сов. оперы. В опере П. «Чёрный Яр» (1931), посв. Гражд. войне, впервые на оперной сцене воплощён образ В. И. Чапаева; опера «Помпадуры» (по М. Б. Салтыкову-Щедрину, 1939, Ленингр. Малый оперный театр) - одна из первых сов. комич. опер. Лучшие произв. композитора отличают волевая напряжённость, широкий эпич. размах, опора на речевые интонации.
Соч.: оперы (12), в т. ч. Орлиный бунт (Пугачёвщина, 1925, Ленингр. театр оперы и балета), Царь Максимилиан (по мотивам рус. нар. драмы, 1929, Гос. академич. капелла), Чёрный Яр (пост. 1931, Ленингр. театр оперы и балета), Помпадуры (по произв. «Помпадуры и помпадурши» и «История одного города» Салтыкова-Щедрина, 1936, пост. 1939, Ленингр. Малый оперный театр), Свадьба Кречинского (по А. В. Сухово-Кобылину, 1945, пост. 1949, Ленингр. Малый оперный театр), Краснодонцы (Молодая гвардия, по A.A. Фадееву, 1946-47), Капризная невеста (по пьесе «Свадьба с приданым» Дьяконова, 1967), Портрет (по Н. В. Гоголю, 1968); для солистов, хора и орк. - оратории Освобождённый Прометей (1934) и Ленин (1960), кантаты Гармонь (1931), Голос мира (1952), Траурно-торжественная ода (реквием, сл. композитора, 1942), Скифы (поэма, сл. А. А. Блока, 1958.) и др.; для орк. - симфонии (1916; 2-я - Гимн солнцу, сл. К. Д. Бальмонта, 1921-22; 3-я - Героическая, 1924, 2-я ред. 1960; 4-я - Молодёжная, 1927, 2-я ред. 1956; 1952; 1954; 7-я - Драматическая, 1955, 2-я ред. 1964; 1956; 9-я - Симфония-поэма, 1956; 1962-63; 11-я - Оптимистическая, 1964; 12-я - Героико-триумфальная, с хором, сл. Вс. А. Рождественского и слова, высеченные на могиле жертв Oкт. революции 1917 на Марсовом поле в Ленинграде, 1966; 13-я - Российские колокола, по поэме «Колокола России» П. Неруды, 1968-69; 14-я - Пионерская, 1969; 15-я - Жизнь художника, 1969-70; 1972); 8 симф. поэм, 5 симф. картин, 5 увертюр; для струн. орк. - 4 симфониетты (1943, 1945, 1958, 1964), Сюита в классическом стиле (1915-27), Ноктюрн (1914), Украинская рапсодия (1937), Лунная серенада (1959) и др.; концерты с орк. - для скр. (1944), для влч. (1964); произв. для орк. нар. инструментов; камерно-инстр. ансамбли - 9 квартетов (1915, 1921, 1967, 5 в 1968, 1971); романсы, хоры, песни; обр. рус. нар. песен для хора a cappella; музыка к спектаклям драм. театра и фильмам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь