на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПОЗИЦИЯ (от лат. positio - положение) - положение руки и пальцев исполнителя при игре на муз. инструменте по отношению к грифу струнного или клавиатуре клавишного инструмента. 1) При игре на скрипке П. - положение левой руки на грифе, определяющееся соотношением и взаимодействием первого и большого пальцев и позволяющее исполнить заданную последовательность звуков без смещения руки. Местоположение П. определяется расстоянием от поставленного на струне первого пальца до порожка. 1-й П. называется такое положение руки и первого пальца по отношению к порожку, при котором на струне е извлекается звук f1. Гриф скрипки принято делить на П. в зависимости от изменения расстояния между первым пальцем и порожком и соответствующего изменения положения большого пальца при последовательном передвижении руки вверх вдоль шейки. В 1738 француз М. Коррет в своей «Школе Орфея» ввёл деление грифа скрипки на 7 позиций. В основу этого деления он положил разграничение грифа по тонам и полутонам; каждая П. на одной струне обнимает диапазон кварты. Это деление, которого придерживались представители франц. скрипичной школы, впоследствии стало общепринятым (с развитием виртуозной техники количество П. увеличилось). Деление грифа скрипки на П. является рациональным вспомогательным средством, которое в процессе начального обучения помогает учащемуся овладеть грифом. Представление о П. позволяет скрипачу мысленно распределить движения пальцев по соответствующим участкам грифа и способствует развитию ощущения расстояний. Для приобретшего осн. технич. навыки скрипача принадлежность звуков к той или иной П. уже не имеет существ. значения и порой превращается в тормоз, сковывающий свободу ориентировки на грифе. Фактич. положение левой руки скрипача в процессе исполнения нередко находится в противоречии с общепринятым порядковым обозначением П. Это вносит ненужную путаницу и является источником серьёзных погрешностей при выборе аппликатуры. В совр. практике игры на скрипке используются разл. виды расположения пальцев на грифе, энгармонич. замена звуков, одновременная игра в смежных П. В таких случаях бывает невозможно определить, в какой именно П. находится рука с точки зрения общепринятой позиционной системы. Исходя из этого, П. следует рассматривать лишь как временную отправную точку опоры для движений пальцев, меняющуюся каждый раз в соответствии с требованиями, предъявляемыми конкретным муз.- исполнительским замыслом. 2) В игре на фп. П. - группа нот, охватываемая (или могущая быть охваченной) на клавиатуре одним положением руки так, чтобы каждый палец в это время оставался над одной и той же клавишей. Пассаж может делиться на П., исполняемые «комплексными» (как в аккордах) перестановками всей руки (без подкладывания 1-го пальца). Ф. Лист. «Мефисто-вальс» (партия правой руки). Такое исполнение пассажей - один из осн. принципов техники Ф. Листа, Ф. Бузони и их последователей.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь